Grammaire de l'imagination

Publié le par Arc-en-ciel

Pouvez-vous vous vanter d'avoir une bonne imagination? Moi, non. J'ai du mal à jouer avec mon fils aux Lego, par exemple. Je ne suis pas le bon compagnon de jeux. Je peux jouer à des jeux de société mais pas à ceux où il faut inventer. Contrairement à moi, Prince déborde d'imagination et je ne voudrais pas qu'un jour il perde cette faculté d'inventer des histoires et des blagues. Et, comme rien ne nous arrive par hasard, je suis tombée sur un livre du célèbre écrivain italien pour enfants Gianni Rodari. Le livre s'intitule "Grammaire de l'imagination". J'ai commencé à le lire hier et j'ai hâte de partager avec vous ce que j'ai déjà appris.

Можете ли вы похвастаться хорошим воображением? Я не могу. Я не способна даже поиграть с сыном в Лего, например, или в Плеймобиль. Я обожаю играть в настольные игры, но в те, где нужно проявлять воображение, меня лучше не приглашать. В таких делах я плохой товарищ. В отличие от меня, Принц постоянно что-то придумывает, будь то шутки или истории. И вот я стала переживать, что позже он может утратить эту способность, И так как в жизни ничего не случается зря, я наткнулась недавно на книгу известного детского итальянского писателя Джанни Родари под названием "Грамматика фантазии". Я начала её читать только вчера и уже спешу поделиться тем немногим по объёму, но огромным для меня по содержанию прочитанным на сегодняшний день материалом.

Grammaire de l'imagination

Cette "grammaire" est une petite excursion dans le monde de l'imagination qui est un outil de découverte de la réalité. Selon l'auteur, l'imagination nous amène à plonger au cœur de la vie et non à être dans les nuages; elle sert d'arme pour le combat et non de bouclier. Rodari nous propose plusieurs manières d'inventer des histoires.

Il nous apprend à toujours commencer un récit à partir d'un binôme imaginatif. Il donne des exemples pour expliquer cela, mais j'ai, à mon tour, proposé les exercices, que l'auteur nous dévoile dans son ouvrage, à mon fils.

1.J'ai demandé à Prince de dire ce que lui évoque le mot "noir". Il a répondu "obscurité" et "mauvaise personne". D'après Rodari, ce ne sont pas un binôme imaginatif mais une association qui n'a rien à voir avec l'imagination.

2. Quant à la pure faculté d'imaginer, Rodari écrit ceci:

« Il faut qu’il y ait une certaine distance entre les deux mots, il faut que l’un soit suffisamment étranger à l’autre et que leur rapprochement soit assez insolite, pour que l’imagination soit obligée de se mettre en branle afin d’instituer entre les deux une parenté, afin de construire un ensemble (imaginaire) où les deux éléments puissent cohabiter ».

"Dans le "binôme imaginatif", les mots ne sont pas pris dans leur sens quotidien, mais libérés des champs sémantiques dont ils font quotidiennement partie. Ils sont "dépaysés", "singularisés", "étranges", projetés l'un contre l'autre dans un ciel encore jamais vu. C'est alors qu'ils se trouvent dans les meilleures conditions pour engendrer une histoire".

Pour comprendre ce processus mental, on choisit deux mots au hasard. Le mieux c'est de demander à deux personnes de choisir un mot chacun. Avec ces deux mots l'enfant va créer une histoire. J'ai proposé ce jeu à mon fils. On a eu deux mots: "bulle de savon" et "lit". J'ai enregistré le récit de Prince sur un dictaphone et aujourd'hui nous avons illustré son histoire, en utilisant le logiciel Paint pour la première fois. Voici le résultat du travail. Je vous invite à partager votre avis sur ce sujet et je promet de vous tenir au courant de la suite de ma lecture.

Данная "Грамматика" является по словам самого автора "скромным экскурсом в область фантазии как орудия познания действительности. Путь, следуя которому окунаешься в гущу жизни, а не витаешь в облаках. Если хотите, оружие для борьбы, а не щит".

Согласно автору, "рассказ может возникнуть лишь из "бинома фантазии". Родари описывает игры-эксперименты, которые он предлагал итальянским школьникам. Я же, в свою очередь, решила поэкспериментировать с моим сыном и убедилась, что результаты похожи на ответы итальянских детишек с той только разницей, что слова для заданий были иными.

1. Я предложила МК сказать что ему приходит на ум при слове "чёрный". Он ответил "темнота" и "плохой человек". Такие ответы, как говорит Родари. являются лишь ассоциацией и не имеют никакого отношения к фантазии.

2.Что касается собственно воображения, то Родари пишет следующее:

"В  "биноме  фантазии"  слова  берутся  не  в  их  обычном  значении,  а

высвобожденными  из  языкового  ряда,  в котором они фигурируют повседневно. Они   "остранены",  "смещены",  выхвачены  и  витают  на  невиданном  дотоле небосводе.  Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа".

 "Надо,  чтобы  два  слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было

достаточно   чуждым   другому,   чтобы   соседство  их  было  сколько-нибудь

необычным,  -  только  тогда  воображение  будет вынуждено активизироваться, стремясь  установить  между  указанными  словами  родство, создать единое, в данном  случае  фантастическое,  целое,  в  котором  оба чужеродных элемента могли   бы   сосуществовать.  Вот  почему  хорошо,  когда  "бином  фантазии" определяется  случаем.  Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы  один  не  знал, что сказал другой..."

Вот мы с Принцем и придумали каждый по слову. Он сказал "кровать", видимо потому что сидел на ней в тот момент, а я выбрала "мыльный пузырь". И тут воображение Принца разыгралось так, что я не могла не восхищаться им. Он так обрадовал меня быстротой и оригинальностью своей фантазии! Я записала его рассказ на диктафон, а сегодня мы придумали иллюстрацию к его творению. Мы их выполнили с помощью программы Paint. 

А вы что думаете о развитии воображения у детей? Хотелось бы узнать о вашем опыте?

Жил-был мыльный пузырь. У него была кровать, в которой он спал. Однажды он вылетел в окно, решив долететь до Божьего царства. Но, вот досада, он упал на колючки и лопнул. А вот кровать была счастлива, никто теперь не клал на неё своё мягкое место. Но лучшим другом пузыря было мыло. Когда кровать пошла умываться, мыло размазалось по всему полу ванной комнаты. Кровать поскользнулась и сломала себе две ноги. Мыльный пузырь был очень счастлив, так как попал в ад и огонь грел ему попу. Кровать отправилась в рай и была очень несчастна, так как все постоянно ложились на неё.

Publié dans Lecture, Nos films

Commenter cet article

careli tutolibre 15/04/2014 21:01

hello
petit passage pour te dire bonsoir

Olga 15/04/2014 22:11

Merci. Bonsoir à vous!